20% Раифский Богородицкий монастырь
Раифский Богородицкий монастырь

Однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Хор монахов славился далеко за пределами Казани. Чарующие звуки, отраженные в глиняных кувшинах, вмурованных в монастырские стены, потрясающим эхом на много километров разносились по округе. Но в паузах атмосферу благолепия нарушало пение их безгрешных, и тем не менее совершенно невыносимых конкурентов, которым монахи пожелали не смерти, а немости. Случилось чудо и лягушки замолчали.

 

раифа

И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — первое чудо, с которым сталкивается каждый приезжающий в Раифу. В монастырь, где хранится чудотворная икона Грузинской Божьей матери. Где у небольшой часовенки, можно испить целительной воды, освященной от знаменитого колокольного звона Раифы. И где за многие века произошли сотни удивительных событий, о которых красочно расскажут экскурсоводы монастыря.

Место радости и покоя
Этот монастырь не похож на другие. Он лишен строгости и пафоса, хотя его посетили уже почти все звезды политики и культуры. Он давно стал не только местом уединения и поклонения, но и местом общения, простого времяпрепровождения, успокоения души на фоне потрясающей природы. И внутри монастыря и снаружи можно увидеть садовниц, с удовольствием высаживающих клумбы. У стен — кафетерий, три веселых деревянных медведя и киоск с трогательной надписью «Хлебушек», где продают удивительное лакомство — нереально вкусный, мягкий и ароматный хлеб. Дорожки ведут и в сам монастырь и вдоль его стен. Именно там, у чудесного озера, с отборными, крупными, очень красивыми кувшинками, стоит уютная беседка и пристань с лодками. Отплыв от берега можно полюбоваться на панораму монастыря и увидеть чуть дальше по берегу сказочные фигуры цапли, зайца, пьющего воду и забавную лягушку в сарафане. Она, как и положено лягушкам с этого берега, хранит обет молчания. А на соседнем берегу раздается кваканье, в чем можно убедиться, переплыв озеро.
В самом монастыре удивительно светло, стены в храмах белы и девственны, и очень располагают к очищению духа. Кроме грандиозных соборов и построек в стиле барокко, здесь есть маленькая церковь всего на пять человек.
Для паломников построили очень чистую и комфортабельную гостиницу с солидным номерным фондом. Многие, кто останавливается в ней, приезжали сюда на пару часов. Раифа уникальна, она очень быстро покоряет сердце. Не даром ее имя переводится с древнееврейского — «Богом хранимая».

Обитель, построенная Богом
Полвека спустя после взятия Казани, не только внешний, но и духовный облик города изменился до неузнаваемости. На горе, где по преданию жил могучий тотемный зверь — дракон Зилант и куда стекались на поклонение язычники, был возведен монастырь. Минареты Кремля заменили маковки церквей… Другими чудесами осветилась история Казанского царства. Явлением миру иконы Казанской Богоматери, пришедшей из сна маленькой девочки, чудотворными исцелениями и удивительной историей святых обителей, которые строились множеством людей, получивших одно и то же послание свыше.
В те далекие смутные времена на разрушенных улицах Казани можно было увидеть всякое. Воры и разбойники, дикие собаки, собиравшиеся в стаи и нападающие на детей, бесчинствующие опричники ожесточили сердца людей. Мало удивлялись они, встретив нищего в лохмотьях, кликушеским голосом возвещающего о конце света. Почти никто не жаловал многочисленных юродивых, которых раньше, во времена изобилия и мира почитали наравне со святыми и христиане и мусульмане.
Одним из этих «божьих людей», скитавшихся днем по дворам и площадям, пританцовывая, напевая и выкрикивая по временам странные изречения, одинаково похожие и на бред и на откровение, был иеромонах Филарет. Раньше слава о нем, как о святом старце привлекала в казанский Спасопреображенский монастырь толпы почитателей. Теперь только горстка просветленных людей могла разглядеть в облике сумасшедшего, неоднократно битого разъяренной толпой, человека здравого ума и рассудка, сознательно принявшего подвиг юродства. Эти люди, несколько иноков и один богатый казанский купец, и стали основателями Раифской пустыни. Когда Филарет решил стать отшельником и, построил хижину в лесу на берегу красивого озера, где язычники-черемисы приносили жертвы разъяренным богам казанской земли, его ученики последовали за старцем.

Многие верующие и представители духовенства считают именно Раифский Богородицкий монастырь настоящим Новым Иерусалимом, призванным стать не только центром восточного православия, но и православного мира всей России.

Уже строительство первой часовни было ознаменовано свыше. Как-то ночью один из иноков услышал тихий звон, похожий на колокольный. Выйдя из хижины он обомлел — над скитом простиралась огромная светящаяся рука, которая совершила покровительственные пассы и растворилась в звездном небе. С тех пор почти каждая постройка зданий будущего Раифского Богородицкого монастыря связана с чудесными знамениями. Последнее чудо произошло совсем недавно, во время водружения креста на купол собора Грузинской Божией Матери. Сотни присутствующих стали свидетелями необъяснимого явления — с неба на крест сошел светящийся шар, осветив весь собор ярчайшим сиянием.
Не менее удивительны обстоятельства строительства обители. Буквально из ниоткуда появлялся строительный материал, помощники, денежные средства. Так, например, родилась колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила. По преданию, настоятель монастыря, игумен Вениамин, не мог решиться на постройку колокольни из-за нехватки средств. В тягостных раздумьях шел он однажды по берегу озера и вдруг увидел маленькую девочку, которая пристально смотрела на старца. Игумен подошел к ней, спросил, как ее зовут, сколько ей лет. Девочка с гордостью сказала, что ей чуть ли не тридцать миллионов лет, а зовут ее Мася. И тут неожиданно для себя самого Вениамин задал мучавший его вопрос — строить ли ему колокольню. Мася хитро посмотрела на игумена, засмеялась и ответила — «строй». Когда радостный старец, поблагодарив девочку, вернулся к монастырю, у ворот его ждал местный купец, который смущенно поведал настоятелю, что почувствовал намедни непреодолимое желание пожертвовать монастырю миллион кирпичей, но не понимает, куда монахи их денут и надо ли ему привозить материал. Таких историй происходило немало и в конце прошлого века, когда монастырь поднимался из полной разрухи и запустения. Первыми, кто помог монаху и двум послушникам, взявшим на себя духовный подвиг возрождения обители, были… мусульмане. Затем потянулись и русские. Удивительно то, что строительный материал привозился по мере надобности. Только задумались монахи, как и чем зацементировать подъезды к храмам, тут же из лесу появляется машина с цементом. Водитель, оказывается, проезжал мимо, услышал в соседнем селе про стройку и решил заехать, вдруг, цемент нужен? Так и оставил груз, совершенно бесплатно, не сказав, ни кто он, ни откуда родом…

Новый Иерусалим
Сейчас Раифский Богородицкий монастырь — один из самых посещаемых в мире. Поток гостей изо всех стран не прекращается ни на день, и все уходят из святых ворот, омытые ниспосылаемой свыше благодатью. Многие верующие и представители духовенства считают именно Раифский Богородицкий монастырь настоящим Новым Иерусалимом, призванным стать не только центром восточного православия, но и православного мира всей России.

Главная святыня монастыря — икона Грузинской Божией Матери — и по сей день славится как чудотворная и дарует исцеления немощным.

Он уникален своим именем, связывающим его с Раифским монастырем на Синайском полуострове. Эта монашеская обитель основана на месте седьмого стана евреев, которым они расположились при выходе с Моисеем из Египта в Землю обетованную. В Библии этот стан называется Елим: «И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах», — говорит Книга Исход (глава 15, стих 27). Издревле отцы Церкви определили, что под этим образом скрыто указание на первых двенадцать апостолов и последующих семьдесят апостолов. А поскольку в Божьем мире нет места случайности, то на казанской Раифе, духовно ставшей наследницей Елима, таинственно и сокровенно почила благодать особого рода — апостольская, миссионерская.
Раифский Богородицкий монастырь уникален и по расположению — находится в самом сердце чудесного заповедника и окружен девственным сосновым бором.
Он уникален в архитектурном плане. Раифа относится к тем редким монастырям, которые восстановлены на 95%. А его ансамбль считается шедевром барочной архитектуры.
Главная святыня монастыря — икона Грузинской Божией Матери — и по сей день славится как чудотворная и дарует исцеления немощным: слепым возвращается зрение, беснующимся приходит очищение, а хромые получают исправление.
Монастырь действительно осенен Благодатью, действительно рождает священное чувство соприкосновения с Истиной и этим благодатным светом привлекает и верующих и людей, только встающих на духовный путь.

 

Краткая история монастыря

Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского озера, построив уединённую келью. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным.

О монахе прослышали жители близлежащих деревень. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.

До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII вв. В 1690—1717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.

В 1708 г. возведена в камне церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, в 1739—1827 Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек) в 1835—1842 гг. — Грузинский собор в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский), в 1889—1903 гг. — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (ок. 60 м); в 1904—1910 гг. — Троицкий собор в неорусском стиле (арх. Ф. Малиновский).

Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье. Особую живописность ему придаёт уникальное природное окружение: Раифское озеро (длиной ок. 1,5 км и средней шириной 300 м) и великолепный сосновый лес (с 1960 г. объявлен заповедником). Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников.

В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская Православная Церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских).

С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские. Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году.

 

Современное состояние

В 1991 г. монастырь официально возрождён (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1991 г. была возвращена из Казани Грузинская икона Божьей Матери и состоялась первая служба в Грузинском соборе.

В течение 1990-х годов отреставрирован весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. Братия насчитывает до 60 человек. При монастыре действует школа-приют для мальчиков-сирот; выходит газета «Раифский вестник» и приложение для детей «Светлячок»; широкую известность получил монастырский вокальный квартет «Притча».

На территории монастыря огромное количество заботливо выращиваемых цветников, а так же много скульптур, создаваемых монастырским послушником.

До наших дней на территории монастыря сохранилось три храма: собор Грузинской Божией матери (построен и освящён в 1842 году), Собор освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных и Троицкий собор.

Софийская церковь, построенная в конце XVIII века, является самой маленькой церковью в Европе. Это церковь только для монахов, которые молятся в этой церкви один раз в год — в день святых матери Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови.

 

О сайте

На нашем сайте мы постарались разместить максимум информации о Казани: действительно ли Казани 1000 лет и откуда взялась эта дата - 30 августа, как складывалась история города и какой след оставила она в мировой культуре, какие события предопределили судьбу Казани и на какие повлияла она сама? Помимо статей, подробно освещающих основные вехи в политической, экономической, религиозной и культурной жизни города, на сайте собрананы литературный, песенный и художественный архивы, биографии выдающихся казанцев и многое другое. Если у вас возникли вопросы и предложения - пишите нам на почту info@nordance.ru

 

 

Символ 1000-летия

Символ тысячелетия КазаниСимвол тысячелетия Казани был выбран в Национальном музее РТ по итогам конкурса на лучшую эмблему-символ празднования юбилея столицы РТ в 2004 году. Из полутора сотен работ, представлявших собой различные изображения кремля, башни Сююмбике, Зиланта и рисунков, выполненных арабской вязью, присланных авторами со всех регионов России, первое место получил эскиз под кодовым номером 30. На нем изображена вариация на тему башни Сююмбике, лилий и татарстанского флага.

 

 

Происхождение названия

О происхождении названия Казани существует несколько версий и легенд. Одна из них гласит -  когда булгары выбирали место для будущего города, обратились за советом к колдуну. Он повелел построить город там, где без огня закипит врытый в землю котел с водой. После долгих поисков такое место обнаружилось около озера Кабан. Отсюда и пошло название Казань («казан» на древнебулгарском значит «котел»). Кстати, в Татарстане делают неплохие межкомнатные двери.