20% Свияжск
Свияжск

Когда Александр Пушкин увидел город Свияжск, он пришел в неописуемый восторг. Оказалось, поэт именно так и представлял себе сказочный город на острове Буяне. А спустя столетие, после разлива Волги, город со «златоглавыми церквами, с теремами и садами» окончательно превратился в остров. Огромный прекрасный остров на высокой горе, возвышающейся прямо посреди великой реки. Остров волшебный, таинственный, с удивительной историей, какого не сыскать больше на всем белом свете.

Свияжск

Свияжск (тат. Зөя, Zöyä) — село в Зеленодольском районе Татарстана, при впадении реки Свияги в Волгу. Основано в 1551 году Иваном Грозным. Со второй половины XVI века до 1932 г. Свияжск имел статус города и был одним из главных центров христианизации татар и марийцев.

В настоящее время Свияжск находится на острове, имеется регулярное речное сообщение с Васильево и Казанью. Железнодорожная станция Свияжск расположена в 6 км западнее острова в посёлке городского типа Нижние Вязовые.

Отступая в 1550 году от Казани во время своего очередного похода, Иван Грозный остановился на правом берегу Волги и выбрал место для постройки будущей крепости. В 1551 крепость была собрана за 4 недели из деталей, заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге:

"Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все [укрепления] землей; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском."

— Генрих фон Штаден. "Записки о Московии"

Построенный вскоре город стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 г. В середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы.

Диво-град
Как и сказочный город на Буяне, Свияжск возник вдруг, из ниоткуда, на «не привальном, нежилом» месте. «Новый город со дворцом», точнее высоченная крепость, была возведена в нереально короткий срок — всего за четыре недели. По хитроумному плану Ивана Грозного, она должна была внезапно появиться на самых подступах к вражеской столице и стать основным плацдармом русских войск, собранных для штурма Казани. В заповедных углических лесах, охраняемых стрельцами от лазутчиков противника, в тысяче километрах от Казани, звенели топоры, валились наземь вековые сосны, возводился огромный город. После постройки город разобрали, бревна пронумеровали и, погрузив на суда, сплавили вниз по Волге. Казанский хан, измученный набегами русской конницы князя Серебрянного, пришел в ужас, обнаружив однажды почти рядом с Казанью восемнадцати башенную русскую крепость, размером превышающую крепостные сооружения Новгорода Великого, Пскова и даже Московского Кремля. Крепость была обнесена двухкилометровой деревянной стеной, под ней были прокопаны ходы к ближайшим рекам. Наступило весеннее половодье, и круглая гора с крепостью превратилась в неприступный остров…
После падения Казани, в то время, когда архитекторы Постник Яковлев и Иван Ширяй перестраивали город на русский лал, Свияжск по сути был столицей Казанского царства. Затем Свияжск постепенно теряет свой статус, но зато приобретает неповторимый колорит красивого монастырского города, с неспешным ритмом жизни и сотнями паломников, приходящих каждый день к стенам Иоанно-Предтеченского и Успенского монастырей — наполниться благостью и послушать рассказы о здешних чудесах. О том, как задолго до возведения города марийцы-язычники слышали с этой горы колокольный звон. О том, как пытались поймать неуловимого старца, освещающего место будущей крепости образом, крестом и святой водой. Как стреляли в него из лука, а стрелы падали наземь переломанные…

Но самое потрясающее впечатление рождает фреска Успенского монастыря изображающая… египетского бога Анубиса, который загадочным образом нашел свой храм на берегу реки Ра.

Многие удивительные события происходили здесь и спустя столетия, даже когда воинствующие атеисты разорили храмы и расстреляли духовенство, а сам город окончательно стал отрезан от цивилизации.

 

Дорога к чудесам
Путь по зиккурату к последнему деревянному храму Иван-града, вдоль поросших бурьяном руин, разбросанных по всему острову церквей, колоколен и домиков с резными наличниками, полон потрясающих открытий. В самом центре острова, где сейчас царит атмосфера умиротворения, где рядом со старинными сооружениями, сохранившими на кирпичах именные печати древних мастеров мирно пасутся овцы, когда-то стоял памятник… Иуде Искариоту!
Единственный в мире памятник первому борцу с Богом был установлен здесь в 1918 году Львом Троцким, широко известным революционером и гораздо менее известным оккультистом, которого простодушные коллеги по цеху звали «демоном революции». Кандидатуру Иуды лично утверждал Ленин. Именно он, после долгих раздумий, запретил Троцкому ваять идол Люцифера, поскольку тем самым советская власть косвенно расписалась бы в вере и в самого Бога. Каин, предложенный Троцким, тоже не вызвал у Ильича доверия. И вот, в один из дней того смутного времени, сразу после расстрела настоятеля обители, состоялось торжественное открытие памятника, с оркестром, парадом двух полков красноармейцев и пламенной речью Троцкого, обращенного к жителям города. Когда с памятника сдернули чехол, изумленным свияжцам предстала фигура человека в натуральный рост, почему-то зловеще пригнувшегося, с нелепо вздернутыми к небу руками, то ли грозящими, то ли отгоняющими от себя полчища ангелов и удивительно напоминающего… самого оратора. Простоял памятник две недели, а потом бесследно исчез.
Под сводом 500-летнего Успенского собора на фреске «Шествие праведников», туристов ждет еще одна неожиданность — образ весьма сомнительного в духовном отношении царя Ивана Грозного, прижизненно причисленного к лику святых.

Но самое потрясающее впечатление рождает фреска Успенского монастыря изображающая… египетского бога Анубиса, который загадочным образом нашел свой храм на берегу реки Ра. При ближайшем рассмотрении Анубис немного теряет национальный колорит и превращается в святого Христофора, чье песьеголовое изображение было запрещено церковью вскоре после смерти Ивана Грозного. Свияжский образ — один из немногих, которые не были переписаны в нормальном православном каноне и сохранили первоначальный облик святого, каким его рисовали еще крещеные египтяне. Не смотря на свою экзотичность, святой Христофор достаточно органично вписывается в архитектурный и исторический контекст Свияжска. История его жизни почти буквально повторяет историю города. Как и город, который стоял долгое время на месте языческого капища, святой в свое время был великаном-язычником. Затем, как и разрушенный атеистами остров, служил Сатане. И только потом, когда перенесенный им однажды через реку мальчик оказался Христом, стал праведником, Христофором, то есть несущим Христа.
Сегодня Свияжск снова полон благости и умиротворения. Снова звонят колокола. Монахи работают по хозяйству, удят рыбу, ухаживают за огородом. Снова потянулась на остров вереница паломников. И еще больше тех, кто просто хочет попасть в атмосферу неземного покоя, посидеть у живописных развалин, наслаждаясь восхитительной панорамой Волги, окружающей чудо-остров со всех сторон.

 

О сайте

На нашем сайте мы постарались разместить максимум информации о Казани: действительно ли Казани 1000 лет и откуда взялась эта дата - 30 августа, как складывалась история города и какой след оставила она в мировой культуре, какие события предопределили судьбу Казани и на какие повлияла она сама? Помимо статей, подробно освещающих основные вехи в политической, экономической, религиозной и культурной жизни города, на сайте собрананы литературный, песенный и художественный архивы, биографии выдающихся казанцев и многое другое. Если у вас возникли вопросы и предложения - пишите нам на почту info@nordance.ru

 

 

Символ 1000-летия

Символ тысячелетия КазаниСимвол тысячелетия Казани был выбран в Национальном музее РТ по итогам конкурса на лучшую эмблему-символ празднования юбилея столицы РТ в 2004 году. Из полутора сотен работ, представлявших собой различные изображения кремля, башни Сююмбике, Зиланта и рисунков, выполненных арабской вязью, присланных авторами со всех регионов России, первое место получил эскиз под кодовым номером 30. На нем изображена вариация на тему башни Сююмбике, лилий и татарстанского флага.

 

 

Происхождение названия

О происхождении названия Казани существует несколько версий и легенд. Одна из них гласит -  когда булгары выбирали место для будущего города, обратились за советом к колдуну. Он повелел построить город там, где без огня закипит врытый в землю котел с водой. После долгих поисков такое место обнаружилось около озера Кабан. Отсюда и пошло название Казань («казан» на древнебулгарском значит «котел»). Кстати, в Татарстане делают неплохие межкомнатные двери.