20% Елабуга
Елабуга

Когда известного путешественника Шумицкого, прошедшего пешком всю Россию от Владивостока до Калининграда, спросили, какой город произвел на него самое приятное впечатление, он, не задумываясь, ответил: «Елабуга». Самые знаменитые купеческие фамилии Стахеевы, Гирбасовы, Ушковы, Черновы строили в Елабуге особняки, один краше другого. Большинство из них сохранились в первозданном виде и по сей день

Елабуга

Так же думал когда-то и Емельян Пугачев, глядя с холма на покой и удивительную красоту Елабуги. Шел он сюда на разбой, а ушел с миром. Со временем город на живописном берегу Камы стал еще краше. Заблестели золотом купола церквей и соборов, в строгую линию выстроились дома зажиточных купцов, украшенные коваными узорными решетками и балконами, в центре вырос солидный банк, обнесенный массивной оградой, а между всеми этими зданиями запестрели вывески лавочек и кабаков. Стала Елабуга купеческой столицей всего Поволжья. Самые знаменитые купеческие фамилии Стахеевы, Гирбасовы, Ушковы, Черновы строили здесь особняки, один краше другого. Большинство из них сохранились в первозданном виде и по сей день.
Елабуга хранит истинный дух провинциальной России XIX века.Старый город чудом избежал советской застройки и стал уникальным купеческим городом-музеем под открытым небом. Улицы Елабуги украшены богатыми старинными домами, утопающими в зелени деревьев. Работают мастерские, где гостей обучают ремеслам, прославившим город на петербургской и парижской выставках. Детей и взрослых катают в экипажах, запряженных лошадьми. Устраивают роскошные костюмированные балы Александровской эпохи. А в Музее-трактире принимают по всем правилам этикета позапрошлого столетия и угощают явствами по старинным рецептам, в том числе знаменитыми елабужскими пряниками.

Ожившие картины
«Лесные дали», «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная Роща» — в Елабуге можно не только увидеть эти и другие картины знаменитого пейзажиста Ивана Шишкина, но и совершить уникальную экскурсию внутрь полотен. Встать в том же самом месте, которое запечатлел когда-то художник и которое сохранилось в точности таким же — с вековыми соснами, ковром зеленого мха, безбрежной далью Камы. А затем сфотографироваться «внутри картины», сравнить фотографию с оригиналом и лишний раз убедиться, что в мире мало что меняется. Во всяком случае, в этом заповедном крае, волшебная природа которого стала источником вдохновения для Шишкина и определила на всю жизнь его художественную манеру.
Познакомиться с редкими работами пейзажиста, а также узнать удивительные факты его жизни из уст «матери художника», приглашает Елабужский дом-музей И.И.Шишкина. В этом доме художник провел детские и юношеские годы. Театрализованная экскурсия перенесет гостей в то время, когда маленький Ваня Шишкин, тайком от родителей, не одобрявших его увлечение живописью, дописывал ночью при свете свечи пейзажи, и прятал их в тайник под ступеньками лестницы. В музее можно увидеть редкие картины — самую раннюю работу под названием «Жатва», графику Шишкина, и очень любопытный автопортрет, на котором художник изобразил себя в образе мудрого старца, как бы всматривающегося в природу и «впитывающего» ее.
Завершающим штрихом прогулки по дому Шишкина становится чаепитие на веранде и дегустация фирменной семейной настойки под названием «Хреновка», которая производится по рецепту, найденному в записной книжке матери художника.

 

Русская амазонка
Из трех культовых музеев Елабуги, посвященных трем самым знаменитым ее жителям — Ивану Шишкину, Марине Цветаевой и Надежды Дуровой, последний — самый необычный. И дело не только в том, что здесь можно покататься на лошади и сфотографироваться в обмундировании солдата времен отечественной войны 1812 года. А прежде всего — в уникальной судьбе уникального ветерана той далекой войны, которая открывается гостям Елабуги. Надежда Дурова заочно известна каждому советскому телезрителю. Именно ее столь колоритная личность и полная приключений жизнь вдохновили создателей фильма «Гусарская баллада». А в музее открываются и вовсе потрясающие факты биографии первой российской женщины-офицера.

«Лесные дали», «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная Роща» — в Елабуге можно не только увидеть эти и другие картины знаменитого пейзажиста Ивана Шишкина, но и совершить уникальную экскурсию внутрь полотен.

Рожденная в боевом походе и воспитанная денщиком своего отца-военного, девочка с малых лет мечтала о военной карьере. Ее любимыми игрушками были солдатики, а светскому времяпрепровождению она предпочитала ухаживание за лошадьми. И вот однажды девушка бросила отчий дом и молодого мужа и, переодевшись в мужское платье завербовалась в гусарский полк. Вскоре за ее плечами оказываются битвы Прусской кампании 1806-1807 годов, спасение раненного офицера и награждение Георгиевским крестом. Когда однажды обнаружилось, что отважный гусар, которого ставили в пример солдатам и офицерам — женщина, разразился всероссийский скандал, который пришлось улаживать самому императору Александру I. Однако ко всеобщему негодованию, вместо того, чтобы изгнать девицу из армии, царь произвел Дурову в офицеры и разрешил продолжать военную службу под именем Александра Андреевича Александрова. В Отечественную войну Александр Андреевич принимал участие в нескольких сражениях, стал ординарцем М.И.Кутузова и вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. А спустя некоторое время известная на всю Россию кавалерист-девица прославилась как талантливая писательница, которую протежировал сам Александр Пушкин.
В Елабуге долго не могли привыкнуть к странной женщине, которая курила сигары, и в бешенстве била тростью о землю, когда ее величали иначе, чем «господин штаб-ротмистр» или «Александр Андреевич». Теперь в ее доме-музее устраивают литературные вечера, а в памятные даты в Елабуге проходят грандиозные шоу-реконструкции сражений войны 1812 года, с залпами пушек, пешими и конными атаками и конечно, участием девушки, переодетой в гусара.

 

История Елабуги в глубине веков

Целая Эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII—V вв. до Н. Э. На основе комплексных археологических, исторических данных, учитывая частоту совпадения экспертных оценок хронологии датирующих находок из древнейшего слоя Елабужского городища и прилегающего посада, принимая во внимание заключения ведущих научных центров Российской Федерации учёный совет Института истории АН РТ определил, что Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005—1010 годам. Таинственная башня Елабужского «Чёртова» городища — свидетель бурных событий средневековья. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Болгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре — Болгаре (IX—XX вв.) и Болгаре (XIII—XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи. Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в еще домонгольский период нашей истории. В IX—X столетии н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» — остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, реставрированная в 1860-е годы, является местом паломничества верующих, гостей города, туристов.


Основание села Трёхсвятского

После покорения Казанского царства, когда эти места были заняты, на месте Елабужского Чёртового городища была устроена иноческая обитель в 1614 году. В 1616 году на этом месте было закончено строительство Троицкого монастыря и его церквей, но просуществовал он недолго и в 1764 году был упразднён. Примерно ко времени создания обители относится и основание села Трёхствятского, так в записках известного князя Курбского упоминается о походе на Каму, совершенном русскими вскоре после покорения Казани царем Иоанном IV Васильевичем Грозным. В книге Большого Чертежа, составленной в первой четверти XVII столетия Трехсвятское упоминается так «а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме город Чертов — Елабуга тож». Существует предположение что после основания села Трехсвятского и первой Покровской церкви царем Иваном Васильевичем, по приказанию коего и была заложена Покровская церковь, был пожалован в Покровскую церковь образ Трех Святителей, отчего Елабуга и стала называться селом Трехсвятским. Образ Трех Святителей до сих пор хранится в Покровской церкви города Елабуги, живопись его нисколько не пострадала и принадлежит к древнейшему греческому стилю. Со времени пожалования иконы Трех Святителей царем Иоанном IV в Покровскую церковь село Трехсвятское называлось «Трехсвятское, Елабуга тож».


Елабуга становится городом

В 1780 году был обнародован указ императрицы Екатерины II, по которому Елабуга была переименована из села Трехсвятского в уездный город Вятской губернии. Проживало в Елабуге в то время около 1000 жителей и было менее 400 домов. В начале XX века в городе Елабуга уже 10 000 жителей, из них более 600 купцов, среди которых 12 миллионеров. Наиболее известная династия купцов Стахеевых, крупнейшие торговые дома «И. Г. Стахеев и сыновья», «Г. И. Стахеев и наследники» имели ежегодный оборот до 150 миллионов рублей, поставляла хлеб в различные регионы России, а также в Англию, Германию Францию, Голландию, Бельгию. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках. Их могущественный род опирался на огромные капиталы. Они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, собственные пароходства, заводы и фабрики. Хорошо была поставлена торгово-закупочная деятельность и у купцов Гирбасовых. Торговый дом «ФЛ. Гирбасов с сыновьями» ежегодно закупал 510 тысяч пудов хлеба. Были у Гирбасовых и свои биржи. Хлеб продавали в Рыбинске, Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге. Вторая половина XIX в. — период становления и расцвета династии купцов промышленников Ушковых. Именно Ушковы явились основателями химических заводов в Прикамье. Первый химический завод был построен К. Я. Ушковым в Кокшане в 1850 г., как по разнообразию и размерам своего производства, так и по образцовой постановке дела он занял в 90-х годах едва ли не первое место среди всех русских химических заводов. В документах переписи населения России царским чиновником в 1904 записано: «Граждане города славятся благотворительностью. Трудно указать другой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких размерах как в Елабуге. Елабужское купечество, с исстари отличавшееся благотворительностью, строило на свои средства храмы как в городе, так и в других местах империи…» В Елабуге с 70-х гг. XIX века и до 1917 года существовал особый «Благотворительный граждан И. И. и Д. И. Стахеевых комитет», огромные средства которого направлялись исключительно на помощь людям. Кроме стахеевского благотворительного комитета, на счетах которого в 1904 году было более 2 млн рублей, существовал еще и созданный по аналогии комитет купца Чернова, также владевший значительными капиталами, на проценты от которых строились храмы в различных приходах.

 

С Елабугой связано много известных людей, здесь родился и часто бывал И. И. Шишкин(многие его картины, в том числе самые известные написаны по мотивам окрестностей Елабуги), здесь же в его доме-музеи хранится часть его картин, на ул. Набережной установлен памятник, в Елабуге находится музей-усадьба Н. А. Дуровой, музей поэтессы М. И. Цветаевой. В Елабужском уезде родился и вырос В. М. Бехтерев (1857—1927) — учёный-психоневролог, в честь него открыт музей. В городе действует — Елабужский государственный педагогический институт, который расположен в здании где ранее распологалось Епархиальное училище, перед зданием установлен памятник Стахееву, самому известному благотворителю Елабуги, на средства которого и было построено это здание, являющиеся памятником архитектуры нач. XX века., кроме него в Елабуге много других зданий построеных купцами и представляющих архитектурную и историчускую ценность. В 1995 году был подписан указ президента Российской Федерации о создании в Елабуге историко-архитектурного музея заповедника.

 

О сайте

На нашем сайте мы постарались разместить максимум информации о Казани: действительно ли Казани 1000 лет и откуда взялась эта дата - 30 августа, как складывалась история города и какой след оставила она в мировой культуре, какие события предопределили судьбу Казани и на какие повлияла она сама? Помимо статей, подробно освещающих основные вехи в политической, экономической, религиозной и культурной жизни города, на сайте собрананы литературный, песенный и художественный архивы, биографии выдающихся казанцев и многое другое. Если у вас возникли вопросы и предложения - пишите нам на почту info@nordance.ru

 

 

Символ 1000-летия

Символ тысячелетия КазаниСимвол тысячелетия Казани был выбран в Национальном музее РТ по итогам конкурса на лучшую эмблему-символ празднования юбилея столицы РТ в 2004 году. Из полутора сотен работ, представлявших собой различные изображения кремля, башни Сююмбике, Зиланта и рисунков, выполненных арабской вязью, присланных авторами со всех регионов России, первое место получил эскиз под кодовым номером 30. На нем изображена вариация на тему башни Сююмбике, лилий и татарстанского флага.

 

 

Происхождение названия

О происхождении названия Казани существует несколько версий и легенд. Одна из них гласит -  когда булгары выбирали место для будущего города, обратились за советом к колдуну. Он повелел построить город там, где без огня закипит врытый в землю котел с водой. После долгих поисков такое место обнаружилось около озера Кабан. Отсюда и пошло название Казань («казан» на древнебулгарском значит «котел»). Кстати, в Татарстане делают неплохие межкомнатные двери.